Анализ
образовательной ситуации, достижений школы, ее потенциала с точки
зрения развития
В образовательном процессе школы реализованы все области федерального
и регионального компонентов учебного плана. Из предметов регионального
компонента наибольшее развитие получили экология на старшей ступени
обучения, основы проектной деятельности, основы проектирования,
краеведение на основной ступени обучения и через систему внеклассной
работы. Школьный компонент учебного плана представлен изучением
информатики с 8 класса. Учебно-методическое обеспечение образовательного
процесса организовано на основе утвержденных Министерством образования
Российской Федерации образовательных программ по предметам федерального
комплекта учебных пособий.
В течение нескольких лет педагогический коллектив знакомился, изучал
и апробировал различные педагогические технологии. Для достижения
новых целей образования школа выбрала стратегическую идею – реализацию
личностно- ориентированного образования.
Личностно-ориентированное образование – это образование учащихся
в школе, направленное на воспитание каждого ученика развитой самостоятельной
личностью. При этом воспитание личности есть сверхзадача, по отношению
к которой обучение знаниям, умениям и навыкам, необходимое для образования,
выступает как средство образования.
В школе выделяются 3 ступени обучения: 1 ступень – 1-4 классы,
2 ступень – 5-9 классы, 3 ступень – 10-11 классы.
Основной целью образовательного процесса в начальной школе является
развитие общеучебных навыков и общих способностей, а также условий
для проявления, раскрытия интересов, склонностей, природных задатков
ребенка.
На второй ступени обучения педагогический коллектив стремится заложить
фундамент общеобразовательной подготовки школьников, необходимый
для продолжения образования на третьей ступени и осознанного выбора
ими своего направления профессиональной подготовки с учетом собственный
способностей и возможностей; создать условия для самовыражения учащихся
в различных видах познавательной деятельности на учебных и внеучебных
занятиях в школе и вне ее. С учетом этого в школьном компоненте
учебного плана увеличено количество часов на изучение математики,
физики, химии, русского языка.
Образование на 3 ступени отличается ориентацией на будущую профессию
за счет курсов по выбору учащихся, факультативов, предметных кружков.
Анкетирование родителей учащихся показывает, что на современном
этапе развития образования родители считают необходимым:
обеспечить подготовку, достаточную для получения дальнейшего образования;
обеспечить освоение установленного обязательного объема знаний
по предметам;
предоставить возможность получить как можно больше знаний и умений
в разных сферах;
научить умениям самостоятельно учиться.
В соответствии с этим ежегодно обновляется содержание образования
на разных ступенях обучения, педагогическим коллективом школы ведется
целенаправленная работа по совершенствованию управления качеством
образования.
Результаты итоговой аттестации, анализ выполнения тестовых заданий
и контрольных работ показывают, что все учащиеся школы осваивают
стандарты образования.
Результаты образовательной подготовки обучающихся
Учебный год |
Успевает |
Обучается на «4» и «5» |
Оставлены на повторное обучение
|
Поступления в ВУЗы |
Средний балл ЕГЭ по математике |
2003-2004 |
99,3% |
46% |
1 |
18% |
3,59 |
2004-2005 |
100% |
50% |
- |
21% |
3,74 |
2005-2006 |
100% |
50% |
- |
55% |
3,96 |
Учащиеся школы являются активными участниками конкурсов, олимпиад,
фестивалей различных уровней
Учебный год |
Количество призовых мест на олимпиадах,
конкурсах |
Муниципальный уровень |
Региональный уровень |
2003-2004 |
20 |
5 |
2004-2005 |
18 |
6 |
2005-2006 |
21 |
6 |
Методическая работа в школе осуществляется по следующим направлениям:
- Мировоззренческая подготовка педагога в ходе педагогических
советов, самообразовательной работы, инновационной деятельности,
аттестации, курсов при ИПК ПРО, взаимодействия с учеными.
- Дидактическая подготовка через систему курсовой подготовки;
участие в районных выставках материалов передового педагогического
опыта.
- Методическая подготовка через систему занятий в районных методических
объединениях, через самообразовательную работу.
- Технологическая подготовка через реализацию комплексной целевой
программы «Освоение современных педагогических технологий в учебном
процессе».
Администрация школы стремится создать условия для повышения квалификации
каждого учителя. В школе разработан план переподготовки педагогических
кадров, который ежегодно реализуется, систематически отслеживаются
личностные достижения педагогов. За последние три года курсы переподготовки
при областном ИПК ПРО прошли 72% учителей.
Анкетирование педагогов показывает, что в школе работает дружный
сплоченный коллектив единомышленников, способный решать задачи развития
образовательного учреждения, выполнять социальные запросы учащихся
и родителей.
Характеристика уровней профессионально значимых квалификационных
умений учителей (по результатам самооценки):
Глубокие знания предмета |
72% |
Умение установления взаимоотношений сотрудничества
с учащимися |
78% |
Умение использовать разнообразные методы обучения
|
72% |
Умение использовать в образовательном процессе
различные технологии |
88% |
Инновационная деятельность в школе осуществляется на основе диагностики
готовности педагогического коллектива к ней по следующим направлениям:
- Инновации в реализации регионального компонента учебного плана
- Инновации в реализации школьного компонента учебного плана
- Инновации в реализации современных технологий обучения и воспитания
- Инновации в управлении.
Педагоги школы успешно внедряют в практику новые педагогические
технологии: проектное обучение, проблемное обучение, КСО, уровневую
дифференциацию, личностно-ориентированное обучение, технологию мониторинга,
информационно-коммуникативные, здоровьесберегающие технологии. В
инновационной деятельности школы задействованы более 72% педагогического
коллектива и более 50% учащихся, инновационный материал активно
внедряется в образовательный процесс.
Анализ уровня кадрового потенциала, основанный на определении уровня
методической подготовленности и способности к работе в инновационном
режиме
0 уровень |
слабая методическая подготовка |
6 % |
1 уровень |
стабильные результаты при исполнении традиционных
методов |
33%
|
2 уровень |
отработка новых форм учебных занятий |
61% |
Оценка уровня инновационного потенциала педагогического
коллектива
1. Восприимчивость педагогов к «новому» – допустимый уровень
2. Информационная готовность педагогического коллектива – допустимый
уровень.
3. Мотивационная готовность педагогического коллектива к освоению
новшеств – преобладают мотивы, связанные с возможностью самореализации
личности.
4. Квалификационная готовность педагогического коллектива к освоению
новшеств – допустимый уровень
5. Сформированность у педагогов умений и навыков для ведения опытно-экспериментальной
работы – допустимый уровень.
Администрация школы содействует изучению, обобщению передового
педагогического опыта. Члены педагогического коллектива – активные
участники школьных, городских, районных методических объединений,
районных научно- практических конференций и семинаров.
Неотъемлемой частью образовательного процесса является работа по
воспитанию подрастающего поколения. Педагогический коллектив школы
в течение ряда лет работает над созданием полноценной среды для
целенаправленного, систематического саморазвития личности.
Основанная педагогическая идея, лежащая в основе воспитательной
работы школы: развитие личности школьника, его интересов, способностей,
субъектности, через реализацию принципов и положений адаптивной
школы.
Принципы осуществления воспитательной работы:
гуманизм и эстетическая направленность воспитания;
коллективное творчество;
эмоциональное насыщение жизни детского коллектива;
личностно-ориентированный подход.
|