Цель; |
Продолжить поисковую работу о памятниках
древней архитектуры на территории Яранского и Санчурского районов. |
Подготовка к походу; |
Выбором данной темы послужило желание продолжить
сбор материала по памятникам старины. Эту тему брали ребята в прошлом
1989 году. Для проведения похода выбрали маршрут. Предварительно
позвонили в места, где собрались ночевать и договорились о ночлеге.
Узнали у жителей г. Яранска, что в Санчурском районе есть даже действующие
церкви в с. Матвинур и в с. Сметанино. Захотелось собрать материал
о действующих церквях. |
Богородская церковь. С.Кугушерга.
|
|
Памятью давних событий живёт и
ныне постаревшая от времени и людского лиха Богородская церковь.
Не слышен больше перезвон колоколов, не видно прихожан у стен старого
замка и лишь только рассказы жителей тех времён, переходящие в легенды
и небылицы снова переносят нас в далёкое, неповторимое прошлое.
Из этих повествований мы узнаём, что стоилась церковь не малых 20
лет и принимала в этом святом деле вся близлежащая округа, и приходили
в удивление, вдаваясь в подробности церковных обычаев и традиций,
среди которых крещение и брачные регистрации, а вершиной великой
миссии церкви стало величие духа народа и святость в отношении времён
минувших и людей живущих в них. Чёрными строками вписаны в историю
Богородицкой церкви, как и многих других памятников в нашей истории
последствия культа варварского уничтожения национальной культуры.
Так в середине 30-х годов были подвержены репрессиям работники церкви,
и реликвия была закрыта. Бывший служитель церкви отец Илья был сослан
на каторгу, скончавшись в Пермской тюрьме. |
Троицкая церковь.
С.Первомайск.
|
|
Первомайск, село ранее называлось
Перша (же). Оно находилось в 3-4 верстах от леса, вблизи него не
было ни реки, ни ключа. В селе находится Троицкая церковь, построена
в 1889 году, расстоянием от г. Вятки в 250 верстах. Братский денежный
доход священника 806р. 46коп. Прихожане: православные русские. Приход
из 9 селений. Седая древность культуры нашей, память наша и боль
наша жива ещё порой в руинах и развалинах храмов рукотворных и неизвестно
ещё чем запомним мы место в истории, древних обычаев, растерзанных
временем. |
Троицкая церковь. Г.Яранск.
|
|
Троицкая церковь – каменная, построенная
в 1857 году; часовня в церковной ограде каменная, построенная в
1875 году. Живший ранее священник Емельянов пользовался казённой
квартирой, а остальные служители имели собственные. Братский денежный
доход составлял 1131 рубля, дьякона 754 рубля. Прихожанами, в основном
являлись православные русские, количество их около 3693 человека
мужского пола. Приход состоит из городских жителей и крестьян 59
селений, находящихся от церкви от 1 до 15 вёрст. |
Спасская
церковь. С.Матвинур. |
|
Село стоит на ровной местности,
недалеко от лесов с тремя по близости протекающих речками. В селе
было министерское училище и две школы грамоты. Спасская церковь,
находящаяся в этом селе, построена из камня в 1859-1879 годах расстоянием
от города Вятки в 259 верстах, от Яранска в 36 верстах. Прихожане
всё занимаются земледелием, немногие отправляются на промыслы в
Сибирь. Село стоит на трактовой дороге, ведущей из Яранска на Царевосанчурск.
Раньше в этой церкви служил батюшка Дмитрий Васильевич, который
отдал церкви 24 года. Сейчас там всеми делами управляет батюшка
Мирон Романович. Он доверил нам опись церковного имущества. Вот
некоторые выписки: церковь построена в виде корабля, каменная, разделяется
на тёплую и холодную. В тёплой 2 престола, в холодной 1. Церковь
двуглавая, украшена двумя крестами. Стены снаружи выкрашены известью
в 1980. Стены теплой церкви украшены живописью. Вид храма – величественный.
Многие иконы имеют значительные повреждения, чаще всего обожжены
горящими свечами или стёрта краска. |
Успенский собор. Г. Яранск. |
|
Успенский собор
– каменный, построен в 1798 году, расстоянием от г. Вятки в 223
версты, часовня каменная. Благочинный священник успенского собора
Алексей Лагунов. Братский денежный доход составлял 1079 руб. 48
коп. Доход священника составлял 809 руб. 61 коп. дьякона 539,74
руб. В основном в собор приходили православные русские, их количество
достигало 4481 человек. Приход состоит из городских жителей и крестьян. |
|